Детские сады можно классифицировать самыми различными способами, наиболее популярные из которых следующие:
- по формам собственности;
- по стоимости оплаты;
- по режиму работы;
- по наличию возрастных групп и функциональному назначению;
- по языку обучения и воспитания.
Формы собственности. С точки зрения форм собственности детские сады делятся на государственные и частные организации.
Стоимость оплаты. По стоимости оплаты можно выделить три основных вида детских садов (в порядке увеличения стоимости):
- Государственные детские сады;
- Частные детские сады с государственным образовательным заказом;
- Частные детские сады.
Режим работы. Детские сады могут функционировать в режиме пятидневной (шестидневной) рабочей недели, а также полного, неполного и круглосуточного дня.
Наличие возрастных групп и функциональное назначение. Согласно установленной номенклатуры МОН РК существуют следующие виды дошкольных организаций:
- Ясли-сад: предусматривает наличие групп ясельного и дошкольного возраста для детей от одного года до шести (семи) лет;
- Детский сад: предусматривает наличие дошкольных групп детей с трех до шести (семи) лет;
- Семейный ясли-сад: создается при непосредственном участии членов семьи и предусматривает наличие разновозрастных групп (дети от одного года до трех лет, от трех до шести (семи) лет);
- Санаторный ясли-сад: проводит медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, закаливание, лечебную физкультуру и массаж в зависимости от диагноза заболевания детей от одного года до шести (семи) лет;
- Комплекс «Школа-ясли-сад»: предусматривает наличие групп дошкольного и классов начального, основного среднего и общего среднего образования;
- Дошкольный мини-центр: предусматривает наличие групп ясельного и дошкольного возраста для детей от одного года до шести (семи) лет, функционирует по гибкому режиму от двух до семи раз в неделю.
Также имеется классификация специальных организаций образования, в которую входят следующие виды детских садов:
- Специальный ясли-сад: организации образования, обеспечивающие воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с особыми образовательными потребностями в возрасте от одного года до трех лет. Для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития;
- Специальный детский сад: организации образования, обеспечивающие воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с особыми образовательными потребностями в возрасте от двух лет до достижения школьного возраста. Для детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития, расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения.
При отсутствии в городе (населенном пункте) специальных ясли- и детских садов на базе обычных дошкольных организаций образования должны создаваться специальные группы для детей с особыми образовательными потребностями.
Языки обучения и воспитания. В зависимости от детского сада обучение и воспитание ребенка может идти на различных языках. Обычно это следующие языки: казахский, русский, уйгурский, узбекский, корейский, английский и немецкий.
Вне зависимости от вида и формы собственности дошкольная образовательная деятельность подлежит государственному регулированию. Поэтому все детские сады должны иметь уведомление о начале деятельности в государственной базе данных электронного лицензирования.
А сама образовательная деятельность должна осуществляться строго в соответствии с уставом, типовыми правилами деятельности, санитарными правилами, государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения, типовым учебным планом, типовой учебной программой, а также нормами оснащения оборудованием и мебелью.